Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1
тел/телег: +7(911)165-19-70

Для изучающих языки

Томатис-Центр в Санкт-Петербурге помогает в изучении английского и французского языков
Для изучающих языки

          А.Томатис в 60-х годах открыл, что с акустической точки зрения, каждый язык определяется особым частотным спектром, к которому ухо больше всего привыкло. Ребенок в процессе развития адаптируется к фонетическим структурам родного языка и происходит лингвистическое кодирование, которое становится препятствием на пути изучения иностранного языка, который, в свою очередь, обладает другим частотным спектром. С помощью метода Томатиса мы помогаем изучать иностранный язык, создавая возможность естественного овладения его ритмическими и звуковыми элементами. В результате происходит:

- ускорение изучения языка в два раза

 - преодоление языкового барьера

-улучшение восприятия языка на слух

- избавление от акцента

- сенсорная интеграция языка и его звуковых особенностей (ритма, сонорности - звучности, тембра и пр.)

          Кроме того, курс Томатиса позволяет включать в себя и терапевтические аспекты, направленные на снятия психологического барьера, который зачастую возникает при изучении языка ( например, психологическое напряжение и тревожность относительно своих способностей),  и улучшение когнитивных навыков - памяти и внимания.

                   

           КАК МЕТОД ТОМАТИС УСКОРЯЕТ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.

          25 марта 1957 французская Академия Наук слушала интригующую речь. Они услышали об открытиях молодого специалиста-отоларинголога Альфреда А. Томатиса. Он обнаружил законы, которые связывают процесс слушания и разговорную речь. Полученные им данные имеют большое практическое применение во многих областях, в том числе при изучении иностранных языков. Он обнаружил причину, из-за которой некоторым людям достаточно сложно изучить иностранный язык и свободно говорить на нем. И, что еще более важно, он изобрел метод и оборудование, которые помогают преодолеть эту трудность.

          Профессор Томатис неоднократно удостаивался различных наград за свои открытия. Среди прочих, он был награжден золотой медалью за Научное Исследование (Брюссель, 1958) и стал Рыцарем Здравоохранения Франции (1951) .

          Профессор Томатис также был основателем множества Центров Томатис во всем мире с тем, чтобы как можно большее число людей могло воспользоваться достижениями его изобретений.

          Оригинальность метода Томатиса состоит в том, чтобы «обучить» Ваши уши прежде, чем Вы начнете изучать язык. В результате Вы будете в состоянии изучить язык намного быстрее. Или, если Вы уже говорите на иностранном языке, этот метод значительно улучшит Ваше произношение, избавив Вас от акцента.

          Эта статья поможет Вам разобраться в теории, на которой базируется метод, а также наглядно представит Вам, как этот метод работает на практике.

              ОТКРЫТИЕ ТОМАТИСА

          Настоящий эксперимент, проведенный профессором Томатисом, не имел никакого отношения к изучению языков. Это не было одним из тех серьезных и сложных испытаний, о которых часто пишут в научных изданиях. Фактически это был весьма забавный эксперимент. Профессор Томатис попросил, чтобы известный оперный певец исполнил одно из произведений из своего репертуара. В то время, как он пел, профессор Томатис закрыл его уши специальным устройством - акустическим фильтром, которое блокировало звук определенной частоты. В результате этого качество исполнения, которое до эксперимента было безупречным, сильно ухудшилось. Это произошло из-за того, что голос потерял звук, блокированный фильтром. Этот эксперимент, и многие другие, дали основание для выведения  Первого Закона Томатиса:

          «Вы не можете воспроизвести звук, который не можете услышать».

         Вы можете спросить, в чем заключается связь между этим открытием и изучением иностранных языков. Для того, чтобы понять это, для начала исследуем некоторые из фундаментальных различий между языками.

            Этнические особенности слухового восприятия.

          Люди, живущие в разных точках планеты, имеют разные типы слуха. Если внешнее строение уха одинаково у всех людей во многих частях планеты, то физико-акустические условия отличаются друг от друга. Слух приспосабливается к таким факторам, как сопротивление воздуха (минимальное звуковое сопротивление окружающей среды), высота местности, влажность воздуха. Голос таков, каким мы его слышим, гласит закон Альфреда Томатиса, следовательно, можно сделать вывод о том, что в разных местах с разным сопротивлением воздуха мы произносим слова по-разному. Один и тот же язык в разных местах существенно изменяется. Например, британский английский отличается от его северо-американского варианта. Тот же феномен существует и в пределах одной страны (возьмем, к примеру, различия во французском языке парижского региона и юга страны).

             Характеристика живых языков.

          Французы не всегда обладают способностями к изучению иностранных языков, в то время как славянам иностранные языки даются  легче. Феномен способности к изучению иностранных языков вполне объясним. В среднем человеческое ухо чувствительно к множеству ритмов и улавливает частоту от 16 до 16000 Герц. Но по мере взросления фонетические способности человека постепенно сводятся к характеристикам родного языка (частотам и ритму). Французский язык позволяет воспринимать звуки в диапазоне от 100 до 300 и от 1000 до 2000 Герц, английский – от 2000 до 12000 Герц. Что же касается славянских языков, то здесь диапазон восприятия колеблется от 125 до 8000 Герц.

             ОЧАРОВАНИЕ ЯЗЫКА

          Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему фортепиано так отличается от скрипки, даже если Вы играете одно и то же музыкальное произведение? Вы когда-нибудь замечали, что русский язык, на котором говорит, например, англичанин, не похож на русский вообще?

В обоих случаях причина одна и та же. Сначала мы посмотрим, в чем же различие между фортепиано и скрипкой, и затем вернемся к языкам.

          Когда Вы нажимаете на клавишу фортепиано, то производите определенный звук. Однако, в то же самое время, возникает несколько других тонов, называемых обертонами. Эти обертоны намного менее интенсивны, чем основной тон, так что Вы главным образом слышите основной тон. Когда Вы играете тот же самый основной тон на скрипке, образуется совершенно другой обертон. Поэтому, звучание скрипки так разительно отличается от звучания фортепиано.

          Одна из причин, почему фортепиано и скрипка создают такие различные по своему звучанию обертоны, заключаются в том, что они имеют абсолютно разные размеры звуковоспроизводящей части. Фортепиано имеет большую, тяжелую звуковоспроизводящую часть, в то время как у скрипки она гораздо меньше, деликатней, если можно так выразиться. Из-за этого и формируются такие различные обертоны.

          Теперь вернемся назад, к различиям между языками. Как и музыкальные инструменты, все языки используют те же самые основные тоны. Их диапазон располагается от 125 до 250 герц. Обертоны, однако, отличаются в зависимости от языка. Английский язык, например, при формировании обертонов использует много звуков высокой частоты, в пределах от 2000- 12000 герц. Если Вы будете слушать очень внимательно, то сможете их отличить от основного тона. Прислушайтесь ко всем звукам «S» (как в слове sessions) и к звукам «TH» (как в слове thanks). Во французском языке, с другой стороны, редко используются звуки такой высокой частоты. Например, «S» в конце французского слова почти никогда не звучит.

           Вы можете спросить, почему различные языки имеют различные овертоны. Чтобы понять, нужно провести аналогию с ранее рассмотренным нами случаем с фортепиано и скрипкой. Основные тоны производятся голосовыми связками. Затем эти тоны, проходя через ротовую полость, формируют те самые обертоны, то есть ротовая полость в данном случае играет роль «резонансного щита», поскольку ротовая полость разделена на две части языком. Как вы знаете, когда человек говорит на иностранном языке, артикуляция его в значительной степени различается, нежели бы он говорил на своем родном языке, и язык при этом располагается в ротовой полости совсем иначе. Таким образом, говоря на иностранном языке, мы с помощью языка строим в ротовой полости «резонансные щиты», отличающиеся от привычных нам, и, таким образом, воспроизводим другие обертоны. То есть, другими словами, именно положение языка в ротовой полости и создает это различие!

          Основная мысль всего вышесказанного заключается в том, что в большинстве своем иностранные языки различаются именно набором обертонов.

          Наши уши, постоянно слушая нас и тех, кто находится непосредственно рядом с нами, настроены на частоты нашего родного языка. К частотам иностранных языков мы, если можно так выразиться, глухи. И здесь обнаруживается связь с открытием профессора Томатиса: из-за того, что мы не можем «услышать» иностранные тоны и обертоны, мы не можем произносить их правильно. Более того, они очень трудно даются нам для запоминания. Для многих это была бы практически безнадежная ситуация, если бы открытие профессора Томатиса не позволило бы «научить» Ваши уши слышать тоны и обертоны иностранных языков.

          «Обучая» сначала свои уши, мы значительно сокращаем время, требующееся для изучения иностранного языка. Как только  уши будут «обучены», они начнут слышать новый язык правильно. А следовательно, Вы будете гораздо быстрее  запоминать слова  и  значительно улучшите их произношение.

            ФИТНЕСС ДЛЯ УШЕЙ

          Теперь попробуем объяснить, каким образом Ваши уши могут быть обучены для восприятия тонов, присущих иностранным языкам. Но перед этим Вы должны узнать, почему ухо не может услышать определенные тоны. Это происходит потому, что две крошечные мышцы среднего уха -  мышца, напрягающая молоточек и мышца, напрягающая стремя - не готовы сосредоточиться на звуках, редко используемых в нашем родном языке. Задача метода состоит в том, чтобы «научить»  мышцы работать с этими звуками.

         Профессор Томатис изобрел уникальный способ, помогающий достигнуть этого. В упрощенном варианте это можно представить следующим образом: Вы слушаете звук такой частоты, который объективно слышите плохо или не слышите вовсе. Этот звук непрерывно включается и выключается, при этом происходит, соответственно, напряжение и расслабление мышц среднего уха. В результате, мышцы становятся «тренированными», настроенными на звук определенной частоты, и Вы начинаете слышать звук, который ранее не воспринимали.

            ОСОБЕННОСТИ СЛОГА.

           Иностранные языки не только отличаются по частотам, которые они используют, но и по длине слогов. Правильное их произношение в структуре времени - один из наиболее важных факторов для изучения иностранной речи. Часто Вам нужно научиться, например,  произносить слоги быстрее, чем в родном языке. Кроме того, согласно Томатису, и Ваши уши должны научиться воспринимать их быстрее. Все это достигается посредством данного метода.

           ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

          Иностранный язык—это намного больше, чем просто новые слова. Мы также должны научиться, в каких случаях употреблять те или иные слова, что нужно выделить особенно, в каком ритме говорить и т.д. Все это называется структурой языка. Профессором Томатисом был разработан  метод, который помогает гораздо быстрее освоить структуру языка.

            Выше мы уже говорили о выражении «родной язык», подчеркивая важность слова « язык ». Давно известно, что структура нашего родного языка закладывается в нас еще в утробе матери - в течение последних пяти месяцев мы слышим ее голос. Хотя внутриутробно ребенок слышит голос своей матери несколько иным, чем в реальности. Все дело в том, что голос матери проходит к ребенку через околоплодные воды, которые играют роль звукового фильтра. Этот фильтр позволяет пройти только звукам высокой частоты—более 8 тыс. Гц., которые и формируют в нас ту самую структуру «родного языка».

            Используя метод Томатис, мы можем моделировать этот процесс: если Вы слушаете текст на иностранном языке, пропущенный через фильтр 8000 Гц, то  Вы получаете  текст, подобный тому, что Вы слышали внутриутробно. При обучении по методу Томатис после нескольких часов прослушивания такого текста, постепенно добавляются  более низкие частоты, т.о. происходит «рождение» нового языка, который будет восприниматься Вами как заложенный внутриутробно.

           Далее наступает новый этап в обучении - повторение слов, а затем предложений за учителем. Вы будете учиться управлять своим произношением и интонацией. Что касается того, как наиболее эффективно управлять своим голосом - это мы обсудим  следующей главе.

            ВЕДУЩЕЕ УХО

          Все мы знаем, что существуют люди с доминирующей правой рукой, а есть - с левой. Но немногие знают, что все мы так же имеем и доминирующее ухо. Некоторые из нас слышат главным образом правым ухом, другие же преимущественно левым. Профессор Томатис обнаружил, что «правоухие» лучше воспринимают информацию и лучше адаптированы в жизни. Особенно предпочтительно иметь правое доминирующее ухо, если Вы хотите изучать иностранные языки. Дело в том, что правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, где располагается центр речи, языковых способностей. Если же вы больше слушаете левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а затем в левое полушарие, что требует значительно больше времени. Кроме этого, пройдя такой сложный маршрут, звуки немного искажаются, особенно звуки высокой частоты. Метод Томатис позволяет любому человеку сделать правое ухо доминирующим. Это происходит следующим образом: во время прослушивания аппарат заставляет Ваше правое ухо работать более интенсивно.

             ЭКСПЕРИМЕНТ КУМЕН.

          В 1976 г. Эффективность метода Томатиса была проверена в школе в Кумен, Бельгия. Для исследования были взяты 30 студентов средней школы, их разделили на 2 группы. Все студенты были примерно одного уровня способностей к "слушанию".  Все они говорили на французском языке, и никто из них не знал английского языка. Первой группе преподавали английский язык  по обычной программе средней школы в течение полного учебного года. Другая группа обучалась по обычной программе средней школы в течение 6 месяцев и одновременно по методу Томатиса в течение 3 месяцев.  В конце учебного года, все студенты были проверены независимым преподавателем на понимание разговорной английской речи, а также на произношение. Группа, занимавшаяся по методу Томатиса, явно выигрывала на фоне группы, которая осваивала язык по обычной школьной программе. После школьных каникул, эти две группы были проверены снова, и это различие стало еще более явным. Группа Томатиса сохранила те знания, которые приобрела в течение учебного года, в то время как группа, обучающаяся по обычной программе, забыла многое из того, что выучила.

 

    +7(911)165-19-70  Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1  БАК и Томатис Центр