Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1
тел/телег: +7(911)165-19-70

Как работает метод Томатис


                 МЕТОД ТОМАТИС 

      Все процессы в нашем организме и их равновесие регулируются мозгом, но в силу различных причин – внешних (травмы различной природы: врожденные патологии,  психические травмы, стресс и т.д…) или внутренних (например, в результате страхов или психологического отторжения)- это равновесие может нарушаться. В результате мозг не образует некоторые виды нейронных  связей;  другими словами, определенные участки мозга не работают.

    Метод Томатис направлен на то, чтобы пробудить наш мозг с помощью тренировки и заставить его работать в нужном нам направлении. Физиологической базой для этого служит своего рода фитнес, гимнастика для двух мышц в нашем ухе. Задача, которую ставит перед собой специалист метода Томатис – регулирование работы внутреннего уха, которое является как бы «входной дверью в наш мозг».  В ходе эволюции ухо стало играть все большую роль - оно стимулирует мозг сенсорной информацией, является своего рода динамо-машиной для мозга, развивает внимание, а, следовательно, пробуждает мозг к деятельности.  

   Процесс слушания подразумевает способность адаптироваться к постоянным изменениям в нашем акустическом окружении.  Чтобы функция слушания была эффективной, слуховая система должна уметь выявлять изменения и делать прогнозы относительно предстоящего сообщения.

    Наша задача при стимуляции мозга звуком – изменить слуховую информацию так, чтобы она была неожиданной для мозга, чтобы «удивить» и «заинтересовать» его. Для этого используется механизм ориентировочного рефлекса. Вследствие появления этого интереса, мозг улучшает слуховые способности и, таким образом, пробуждает у человека желание к восприятию  и  общению. Стимуляция мозга по методу Томатис дает  «питание» мозгу, пробуждает и  развивает связи в нем.

    Внутреннее ухо состоит из двух частей, которые в медицине считаются независимыми (преддверие - отвечает за моторику, координацию, мышечный тонус; улитка – за звуковые состояния). Преддверие и улитка взаимосвязаны на уровне мозга и сочетают свою слуховую и двигательную функции в едином слушании. Поэтому в методе Томатис они рассматриваются как целое. Они находятся в постоянной взаимосвязи: звук попадает на улитку, затем в мозг, затем в преддверие. Ухо – многофункциональный орган: моторный и сенсорный. Движение происходит в двух направлениях: от периферии к центральной нервной системе  и обратно. Внутреннее ухо получает и отправляет информацию к различным мозговым структурам, которые задействованы в двигательных способностях, в речи, мышлении,  памяти, внимании и в эмоциональной сфере.

    Альфред Томатис утверждал, что стимуляция или энергетизация мозга  (пробуждение коры головного мозга) происходит за счет  феномена «переключения» (мышцы уха то расслабляются, то напрягаются) и «чередования» (непредсказуемости распорядка переключения). Для этого используется принцип перцептивного контраста или чередование между двумя аудио-каналами, распространяющими ту же информацию с различным тембром и интенсивностью. Один канал способствует прохождению нижних частот, когда интенсивность звукового сигнала низкая (слуховые мышцы в состоянии расслабления), а другой способствует прохождению верхних частот, когда интенсивность повышается (состояние напряжения слуховых мышц). 

     Еще И.М.Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» утверждал (феномен Сеченова), что смена деятельности или переключение  благотворно влияют на наш мозг и, в итоге, на уровень нашей жизненной энергии. Необходимо только правильно распределять нагрузки. По аналогии в методе Томатис используется механизм переключения и существует иерархия, последовательность в плане работы. Сначала идет подготовительная программа, которая подготавливает мозг к нагрузкам, а затем уже специфические, профильные программы. Учитываются также особенности функционирования головного мозга при тех или иных нарушениях.

    Известно, что мы воспринимаем звук двумя путями: через воздух и через костную проводимость. Кости примерно в 10 раз быстрее проводят звук, чем воздух. Чередование сначала идет через костную проводимость, а потом только через воздушную, что позволяет взрослому уху вернуться к этапу формирования  функции слушания во внутриутробном периоде.  Звуковой сигнал, поступающий через костную проводимость, мягко подготавливает ухо к сигналу, поступающему через воздушную проводимость, он как бы «приводит дом в порядок» перед приходом гостей.

    В методе Томатис очень важна взаимосвязь ухо-голос. Фундаментальным открытием А. Томатиса было что: «Голос воспроизводит только то, что слушает ухо». Т.е. при формировании речи ребенок может воспроизводить только те звуки, которые он услышал. Если у него стоят какие-то блоки восприятия звука, то слушание может быть искажено и, соответственно, речь так же будет иметь искаженные формы.  Необходимо создать правильные звуковые паттерны, рефлексы, которые будут функционировать без участия сознания. С их помощью мы можем разговаривать, например, в шумной обстановке, даже если не слышим себя. Если такие паттерны не сформированы, то бегло говорить будет невозможно. Необходимо менять обратную связь (ухо-голос) в процессе говорения.

    Ухо воспринимает высокие, средние и низкие звуки. В природе не бывает чистых звуков, любой звук является комплексным, смешанным по частотам, при этом может происходить наложение тревожных звуков на обычные.  Если мне не нравится какой-то звук, то возникает негативная эмоциональная реакция. И, наоборот, эмоции могут блокировать восприятие звуков. Наша задача – с помощью тренировки мышц в ухе выработать готовность к восприятию всего звукового спектра.  Метод «Томатис»,  действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью, влияет на регуляцию стресса.

    Наше ухо связано с вестибулярной системой и отделами мозга, которые отвечают за равновесие тела, осанку, мышечный тонус. Звук влияет на ориентировку в пространстве, координацию движений, развитие двигательных функций, мелкой моторики, на нашу способность чувствовать свое тело в пространстве здесь и сейчас.

    Еще одно важное открытие было сделано А. Томатисом: оно заключается в  том, что ребенок в утробе матери начинает слышать ее голос через костную проводимость уже на 5-м  месяце беременности. При этом он может различать высокие частоты, так как к этому времени у него формируется рефлекс, который экранирует низкочастотные звуки, поступающие от ее организма (сердцебиение, дыхание, звуки от внутренних органов и т. д…). Этому так же способствует то, что уши ребенка заполнены амниотической жидкостью, а науке уже давно известно, что жидкость проводит звук значительно быстрее и практически беспрепятственно. Благодаря этому, ребенок более чувствителен к высокочастотным звукам – выше 8000 Герц. 

    Голос матери обладает двумя очень важными функциями: психоэмоциональной и языковой. В результате этого открытия, А. Томатис создал систему слушания для беременных, которая успешно применяется до сих пор и имеет очень  положительное влияние как на самих будущих мам, так и на рожденных ими детей. Кроме того, в методе Томатис  используют запись голоса матери, например, у детей с задержками речи, так как первые звуки речи он слышит именно от матери, находясь в ее утробе и, именно на их основе формируются нейронные связи в речевых центрах головного мозга. Томатис метод показал свою удивительную эффективность в течение десятилетий его применения.

 

Сферы применения метода Томатис:

- Проблемы развития речи

- Проблемы школьного или академического обучения

- Нарушение внимания и памяти

- Регуляция коммуникативных и эмоциональных расстройств

- Пониженный жизненный тонус, неустойчивость к стрессам

- Овладение иностранными языками

- Проблемы психомоторного развития (равновесие, координация, мышечный тонус, ориентация в пространстве)

- Улучшение качества речи и пения

- Подготовка к родам

     +7(911)165-19-70  Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1  БАК и Томатис Центр