Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1
+7(911)165-19-70

Нарушение речи и обучаемости

                                                                 Алалия

         Алалия является одним из наиболее сложных расстройств речи. Для этого речевого расстройства характерны позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. В зависимости от преимущественной симптоматики различают главным образом две формы алалии: экспрессивную и импрессивную.
    При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания, в которых могут наблюдаться разнообразные ошибки. Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.
    Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия, которое может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Соответственно, дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхолалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления.

       Степень компенсации речевого дефекта при алалии в результате использования метода Томатис в сочетании с интенсивным логопедическим воздействием может быть различной. Это зависит от изначального уровня речевого развития таких детей. Следует также учитывать, что алалия часто сопровождается другими расстройствами развития: гиперактивностью, сенсомоторными проблемами, расстройствами эмоционального и аутичного спектра, что требует комплексного воздействия при прослушивании программ по методу Томатис.

                                         

                                                                Дислексия

     Согласно определению, принятому единодушно всем научным сообществом, дислексия - нейробиологическое языковое расстройство генетического происхождения, и это проявляется через неспособность правильно изучить чтение и письмо, несмотря на нормальный интеллект и нормальное слуховое и визуальное восприятие, благоприятную социальную среду, а также отсутствие значительных  психо-эмоциональных расстройств.

   Это затрагивает 5 - 10% населения.

    Для Tomatis дислексия не может быть понимаема, как простое нарушение чтения.

    Дислексия -  это синдром, то есть ряд клинических симптомов, принадлежащих этому клиническому заболеванию.

    Известно, что неспособные к чтению дети  очень часто страдают от нарушений устной речи и дизорграфии, но также, в различной степени, от полного набора моторных нарушений: нарушения баланса и координации, диспраксии,  дисграфии,  а также трудности  с организованностью.

    Кроме того, могут наблюдаться нарушения в области счета и арифметики.

    Таким образом, дислексия представляет собой сенсорно-моторное нарушение, которое нужно рассматривать в комплексе с другими.

    Этот подход прямо  связан с концепцией Томатиса о работе уха, которая рассматривает его одновременно и как сенсорный, и как моторный орган, учитывая прямую взаимосвязь, существующую между вестибулярным аппаратом и улиткой уха.

    В зависимости от того, насколько исправно они функционируют, а так же насколько гармонично эти две части уха взаимодействуют, зависит, насколько сильно и часто будут проявляться эти симптомы.

    В результате этой фундаментальной взаимосвязи, существующей между ухом и голосом, взаимосвязи, которая составляет один из основных принципов системы Томатис, определяющих понятие дислексии – это отсутствие артикуляционного осознания звуков языка, которое вызывает нарушения в кратковременной памяти, и отсутствие фонологической осведомленности - обязательных условий для правильного усвоения навыков чтения.

 

    Отсутствие артикуляции приводит к дефициту слушания (и не просто дефициту слушания) звуков языка, которые, соответственно, не могут быть воспроизведены с полной точностью и тонкой организованностью.

    Таким образом, при лечении дислексии по методу Томатис, мы стремимся одновременно  учитывать как выразительную (моторную),  так ивоспринимающую (сенсорную) сторону письменного языка.

 

                                                Дизорграфия 

   Это - нарушения письма, которое является частью синдрома неспособности к чтению (дислексии).

    Оно характеризуется, главным образом, орфографическими ошибками во время письма, такими как пропуски или перестановка местами букв и слогов, неправильным спряжением и пропусками в словах. Эти ошибки часто встречаются в период обучения ребенка чтению и письму. Но при дислексии и дизорграфии эти ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.

    По Томатису,  причиной возникающих у ребенка проблем с орфографией является отсутствие автоматизмов (Томатис использует термин «интеграция») узнавания  форм слов при письме.

    Причиной их отсутствия, в том числе, является недостаточно организованная работа системы, которая анализирует звуки речи  (нарушается процесс, посредством которого звуки организованы в фонемы),  и дисфункция схем, связывающих улитку уха и вестибулярный аппарат, включая мозжечок, который является основной структурой, в которой формируются  автоматические формы моторных  и познавательных процессов обучения.

    Примером, иллюстрирующим эти нарушения, является ребенок, который постоянно делает те же самые орфографические ошибки, несмотря на то, что учителя и члены семьи указывали ему на них бесчисленное число раз.

 

                                                Диспраксия 

    Диспраксия - это патология организации и доведения до  автоматизма заученных движений, например: завязывание шнурков, использование столовых приборов, езда на велосипеде и т.д.

    Движения ребенка, страдающего диспраксией медленны и неуклюжи, он разбрасывает и ломает все, чего касается. Ему необходима помощь при одевании, у него «ужасный почерк», он  не может чисто поесть, и очень не организован. Это ребенок, который не способен к выполнению обычных,  повседневных движений  и не владеет простыми жестами.  Для того, чтобы осуществлять такие действия, требуется полная мобилизация внимания, которая вызывает сильную  утомляемость.

    Однако интеллект ребенка, речевая память и коммуникационные способности нисколько не затронуты.

    Проявления диспраксии могут быть при следующих формах деятельности:

 - основанных на собирании целого из частей («Лего», пазлы, мозаики)

- при использовании и манипуляции предметами и инструментами (например, использование отвертки)

- в реализации символических жестов или действий, имитирующих реальное использование объекта (изображает игру на фортепьяно, машет на прощание...)

- при одевании (правильное расположение вещей и последовательность действий)

- при совершении действия, когда необходимо соотнесение произнесения звуков и мимики лица (свист, гримасы)

    Самое распространенное и всегда присутствующее здесь нарушение – это дисграфия - сильная степень нарушения письма и каллиграфии, проявляющиеся в пробелах в написании и если не невозможности, то больших затруднениях при попытках прочитать написанное.

Кроме того, как правило, описанные симптомы диспраксии  сопровождаются бегающим взглядом - неуклюжесть жестов связана с организацией пристального взгляда и структурированием пространства.

    Ребенку трудно не сделать ошибку при счете предметов, он перепрыгивает через слова и строчки во время чтения, он испытывает затруднения при расположении различных элементов схемы и геометрических фигур друг относительно друга, путает право и лево. Нарушения пространственной организации и пристального взгляда являются также признаком дискалькулии,  хотя  способность к логическому рассуждению  при этом сохранена.

   Метод «Томатис» в связке с работой других специалистов: неврологов, дефектологов и логопедов (при нарушениях речи) может очень сильно увеличить эффективность терапии и значительно снизить признаки, от которых страдает ребенок, инициируя активность вестибулярного аппарата и мозжечка, формируя взаимодействие между ними.

 

                                            Дискалькулия

      Дискалькулия выражается в сложностях при изучении арифметики, что вызывает трудности при обучении в школе. При этом не наблюдается ни интеллектуального, ни сенсоного дефицита.

     Дискалькулия относится к проблеме с обучаемостью, как и  дислексия, с которой она часто сочетаются в той или иной степени.

У детей, страдающих диспраксией, также  может наблюдаться дискалькулия.

      Метод Томатиса помогает бороться с этой проблемой, значительно улучшая мелкую моторику и краткосрочную словесную память. Также метод способствует установлению связей между числами как таковыми и обозначениями чисел.

                                              

                                                Дисфазия 

    Дисфазия – это специфическое  расстройство развития устной речи. Оно специфично в том смысле, что не может быть объяснено ни пониженным интеллектом, ни сенсорным дефицитом, ни неблагоприятной социо-экономической обстановкой или значительным психо-эмоциональным расстройством, хотя все эти факторы могут, очевидно, усилить серьезность проблемы.

    Дисфазия может иметь очень разнообразные формы у разных детей.  Она бывает моторной (затруднено произношение и подбор слов), сенсорной (страдает понимание услышанных слов) или же сенсомоторной. И это не обычная языковая задержка, в которой ребенок медленнее проходит фазы языкового развития, и речь его просто соответствует речи ребенка меньшего возраста.

    Применение метода Томатис, связанного с «перевоспитанием» слушания, может иметь очень положительное действие на некоторые  дисфазии моторного типа – у  тех детей, которые характеризуются квази-нормальным пониманием и хорошей словесной беглостью, но испытывают  серьезные трудности при артикулировании звуков внутри предложения, что вызывает трудности понимания речи ребенка в его семье. Этот тип нарушений часто выражается в  ошибках при выборе или расположении фонем в слоге или слове (например, «твара» вместо «трава» или «босака» вместо «собака»).

   Надо сказать, что чаще всего, после первой сессии процедур по методу Томатис, направленных на обучение устному языку, ребенок не будет способен читать. Это потребует  продолжения терапевтической процедуры в течении еще нескольких сессий, направленных на «перевоспитание» слушания.

 

     +7(911)165-19-70  Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1  БАК и Томатис Центр