Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1
+7(911)165-19-70

Родителям

                     Как проходят наши занятия.

       Необходимость в написании этой статьи  возникла у нас в связи с тем, что  у родителей наших маленьких пациентов не до конца возникает понимание содержания той работы, которую мы проводим во время занятий.

     Как мы уже писали, организация наших занятий носит индивидуальный характер. Этот подход имеет несколько составляющих.

     С одной стороны, мы составляем индивидуальную программу,  исходя из диагноза ребенка, и корректируем ее по ходу занятий, исходя из тех тенденций, которые проявляются в процессе прослушиваний по методу Томатис.

     С другой стороны, мы составляем нейропсихологический профиль (НП), на основе которого тоже вносим изменения в программу.  Здесь важно отметить, что НП отражает врожденные особенности функционирования центральной нервной системы (ЦНС), т.е. нашего головного мозга, которые, в свою очередь, отражаются и в поведении ребенка. Таким образом, на основе психофизиологических особенностей,  была создана типология, позволяющая с помощью ряда тестов и метода наблюдения  выявить,  к какому именно психотипу  относится конкретный человек. У каждого психотипа существуют свои сильные и слабые стороны, обусловленные особенностями функционирования головного мозга. Это является ключом, позволяющим нам определить – на чем необходимо сделать больший акцент при прослушиваниях на занятиях по методу Томатис.

     И, наконец, с третьей стороны, необходимо отметить еще один очень существенный момент.  В теории НП существует один очень важный принцип, который позволяет существенно усилить конечный результат Томатис-терапии. В его основе лежит двоичное понятие: «Эго – Альтер-эго».

      Говоря простым языком, «Эго» – это зона нашего комфортного психологического и, соответственно,  энергетического самочувствия, соответствующего нашему психотипу. Другими словами, в зоне «Эго» происходит реализация врожденных особенностей и потребностей человека, «самореализация», которая приносит человеку удовлетворение и энергетический подъем, а также формирует здоровую личность.   

     «Альтер-эго»  же включается  или проявляется в тех случаях,  когда наш психотип (как мы уже говорили, имеющий свои слабые стороны) не позволяет нам справиться с имеющимися жизненными обстоятельствами, и это приводит к стрессу. В качестве таких обстоятельств могут выступать, например, взаимоотношения с другими людьми, невозможность справиться с каким-то делом, болезнь (в том числе, задержки развития) и пр. Интересно, что человек в алкогольном опьянении тоже находится в  «Альтер-эго».  Такое поведение  является компенсаторным – действует как защитный механизм, позволяя решить ту или иную проблему. Но нахождение в «Альтер-эго» имеет свои отрицательные стороны, в частности, оно требует больших энергетических затрат и не дает возможности их восполнить. Надо сказать, что этот защитный механизм, безусловно, необходим человеку, т.к.  он дает возможность с возрастом наработать определенные навыки, позволяющие справляться с жизненными трудностями. Но если человек достаточно долго находится в этом состоянии, то это может привести к упадку сил, депрессии и даже к болезням (к пониженному иммунитету, психосоматическим заболеваниям внутренних органов и пр.).

     Если учесть, что большинство детей с задержками развития часто пребывают именно в состоянии «Альтер-эго», то становится понятно, почему многие из них капризничают, «вредничают», часто болеют, испытывают трудности при взаимодействии с окружающим миром и пр.  Это, конечно же, сказывается и на результате терапии по методу Томатис, т.к. ребенок находится далеко не в максимально комфортном для себя состоянии, что является одним из важнейших условий хорошего результата.

     Исходя из вышесказанного, в нашем Центре применяется еще и метод, который можно условно назвать «эго-терапия». Он заключается в следующем: исходя из нейропсихологического профиля, мы определяем основной мотив или основную потребность, которая есть у каждого индивида, и в течении всего занятия строим вместе с родителями в  игровой форме взаимодействие с ребенком именно в этом ключе. Таким образом, ребенок получает максимальное удовлетворение от этой деятельности, находится в нужном состоянии для наиболее эффективного результата при Томатис-терапии, и получает доступ к необходимым энергетическим ресурсам, поддерживающим его жизнедеятельность. 

     Какие еще преимущества, кроме «эго-терапии» имеет индивидуальный подход? Конечно, в первую очередь, он позволяет отслеживать динамику состояния ребенка. Мы проводим постоянное наблюдение за его поведением, мимикой, двигательной активностью и другими проявлениями, которые позволяют скорректировать программу в ту или иную сторону (для этого существует множество возможностей). Немаловажным является и то, что ребенок не подвергается нежелательным внешним влияниям со стороны других детей и взрослых, например,  агрессии со стороны более активного ребенка,  желающего играть той же игрушкой. Исключены также цепные истерические реакции (когда один ребенок начинает плакать, а следом за ним и все остальные) – такую ситуацию иногда довольно сложно исправить. Надо сказать, что круг этих проблем можно описывать довольно долго.  

      Кроме того, наши специалисты консультируют родителей относительно того, каким образом необходимо выстроить взаимоотношения с малышом, чтобы он максимально успешно использовал свои внутренние ресурсы. Объясняют, как правильно прилагать усилия при его воспитании, знакомят с нейропсихологическим профилем ребенка, описанием его склонностей и возможностей, особенностях поведения в «Эго» и «Альтер-эго», отвечают на вопросы и дают рекомендации.

      Другими словами, в результате ребенок получаете две терапии, дополняющие и усиливающие друг друга. Два метода, которые в совокупности дают гораздо больший эффект.