Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1
+7(911)165-19-70

Применение "Общего нейропсихологического профиля" в Томатис терапии

 Один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день в области применения метода Томатис звучит так:  «По какой причине использование метода Томатис имеет разный результат при одних и тех же диагнозах? У кого-то потрясающе быстрые результаты, а кто-то продвигается очень медленно, многократно повторяя курсы программ. От чего зависит, устойчив будет эффект или нет?».

     Конечно, в целом, мозг еще недостаточно изучен наукой, но мы все же постараемся ответить на столь актуальные вопросы в определенном ключе – с точки зрения нейропсихологического и психофизиологического подхода.

     «Все люди разные» - мы часто слышим это высказывание, но что же под этим подразумевается? Чем вызваны эти различия?

     Условно их можно разделить на два вида – врожденные и приобретенные. Врожденные особенности – это та база, на основе  которой потом формируется весь характер человека. Они определяют, каким образом ребенок будет воспринимать окружающую действительность, как он будет ее оценивать, осмыслять и взаимодействовать с ней. При этом у каждого индивида есть свои сильные и слабые стороны, которые являются некой призмой, через которую человек смотрит на мир.

     К врожденным свойствам относятся, например, таланты человека, его темперамент, особенности функционирования психических процессов – мышления, памяти, внимания, что влияет на формирование речевого навыка.

     Приобретенные же свойства формируются в процессе жизненного опыта человека – в процессе обучения, воспитания, преодоления жизненных трудностей, общения с другими людьми и пр. И тут очень важно понимать, что любой жизненный опыт и навыки не только формируются на основе врожденных особенностей, но и детерминированы ими в очень большой степени. Например, один ребенок строгий окрик родителя пропускает мимо ушей, а для другого он может стать источником серьезного стресса и даже быть одной из  причин торможения в развитии.

    «Общий нейропсихологический профиль» (ОНПП) позволяет дифференцировать (отделять)  врожденные особенности личности, его поведенческие склонности  от приобретенных. Например, агрессивное поведение ребенка и непослушание зачастую обусловлено вовсе не «неправильным воспитанием», а особенностями функционирования нейронных сетей головного мозга, и является компенсаторным фактором. И эту проблему нельзя решить только, например, психологическими методами, необходимо корректировать причину.

    Далее мы будем рассматривать только категорию врожденных свойств человека. В рамках теории «нейропсихологических профилей» мы создали типологию, которая опирается на психофизиологические и нейрофизиологические данные, нейропсихологические и психологические теории и исследования, исследования в области психосоматических заболеваний.

    В основе этой диагностики лежат две группы параметров, по четыре пары параметров в каждой:

 

         1. Описывающие нервную деятельность:

     а). Сила или слабость нервной системы (выносливость, устойчивость к стрессу, количество «нервной энергии»).

          б). Подвижность нервной системы (скорость переключения и передачи нервных импульсов).

          в). Преобладание в нейронах головного мозга процессов возбуждения или торможения.

          г). Скорость протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания).

 

         2. Описывающие поведения:

          а). Экстравертность – интровертность («бытие для себя» или «бытие для другого»* ).            

          б). Способность к концентрации.

          в). Социальная ориентация: индивидуальная или общественная (стадная).

          г). Интуитивный или логический подход к формированию картины мира.

          *см. Г.В.Ф. Гегель

   Важным моментом, который необходимо подчеркнуть, является врожденная склонность к той или иной форме мышления, отвечающей за способ формирования картины мира (то, каким способом мы оцениваем окружающий мир, схема формирования психологических установок, «склад ума»).

 

    Все эти моменты позволяют выявить такие врожденные свойства, как: 

      - степень эмоциональной подвижности

      - склонность к эмпатии или эгоцентризму

      - уровень тревожности

      - вид коммуникативных способностей

      - моторные возможности

      - чувство равновесия, ориентация в пространстве

      - способность к обучению

      - уровень агрессии

      - творческие способности

      - лидерские качества

      - способность к публичным выступлениям

      - артистизм

      - способность к стратегическому или тактическому мышлению

        и многие другие…

 

    Кроме того, ОНПП помогает родителям разобраться в основаниях поведения и мотивации своего ребенка, способах управления его поведением, его интересах и склонностях, что может в значительной мере улучшить результат Томатис терапии, так как атмосфера, в которой живет ребенок, сильно определяет степень воздействия в процессе аудио-прослушивания. Дополнительным бонусом для родителей здесь будет знания о том, к каким видам деятельности склонен малыш, чтобы в дальнейшем иметь ориентиры при его обучении и профориентации. 

    Применение ОНПП помогает избежать недопонимания и конфликтности в отношениях между людьми, предотвращать стрессовые ситуации и пр. Он применяется в индивидуальной и семейной психотерапии, актуален для самореализации на рабочем месте. Когда человек осознает свои сильные и слабые стороны, он способен ставить реализуемые цели и правильно прилагать усилия для их достижения, что приводит к большей результативности в его деятельности и к адекватной самооценке.      

    +7(911)165-19-70  Санкт-Петербург, Кондратьевский пр 21/1  БАК и Томатис Центр