Аутизм является первазивным расстройством развития (ПРР). ПРР - это расстройство развития, которое проявляется уже в раннем возрасте, и характеризуется задержками и нарушением формирования навыков социального взаимодействия, когнитивного восприятия и коммуникаций.
Согласно международной классификации болезней (МКБ 10-го пересмотра) и DSM-IV (Диагностическое и Статистическое Руководство - издание 4), аутизм определяют следующие признаки:
1). Раннее проявление нарушений, до трехлетнего возраста
2). Серьезные отклонения при социальном взаимодействии
3). Серьезные аномалии в языковом развитии
4). Ограниченность интересов и деятельной активности, стереотипность и монотонная повторяемость действий и поведения.
5).симптомы, часто появляющиеся при аутизме, но не считающиеся основными: гиперактивность, слуховая гипо- или гиперчувствительность, тактильная гиперчувствительность.
Надо четко понимать, что метод Томатис является только одним из многих видов помощи аутичному ребенку и ни в коем случае не может рассматриваться как достаточный. Однако его воздействие может быть очень полезным для компенсации первазивного расстройства, эффективно помогая сразу на нескольких уровнях.
Особую роль при применении метода Томатис для аутичных детей играет прослушивание специальным образом записанного голоса матери. Это позволяет вторично погрузить ребенка в звуковую среду утробы матери, где собственно и возникает формирование первых навыков взаимодействия.
Задача состоит в том, чтобы с помощью костной проводимости пробудить в ребенке ощущение крепкой, неразрывной связи с матерью, создать среду, в которой он будет чувствовать себя полностью защищенным.
Практика прослушиваний по методу Томатис показывает, что ребенок помнит и узнает голос матери; кроме того, дети очень часто мгновенно успокаиваются при первых же звуках материнского голоса.
Специфическая стимуляция слуховой системы посредством костной проводимости необходима для установления контакта с ребенком. Кроме того, это воздействие помогает ребенку составить более четкое представление о схеме своего тела, так как через ощущения вибрации в костях у ребенка появляется возможность осознания структуры своего костного скелета, его целостности.
К тому же, такая стимуляция увеличивает чувствительность кожных реакций, что тоже приводит к более адекватному представлению о своем теле, но уже через тактильные ощущения. Такое усиление кожной реакции, в свою очередь, приведет к увеличению восприимчивости ко всем видам вибраций, в особенности к звукам речи.
Кроме того, «проснувшаяся» кожная, а, следовательно, и осязательная чувствительность стимулирует визуальный контакт, так как существует функциональная связь между этими двумя видами сенсорного восприятия. У ребенка во взгляде появляется исследовательский интерес, он как бы всматривается в окружающую среду, изучает ее.
Наконец, лицо ребенка приобретает подвижность, оно становится более выразительным. Ребенок начинает активно использовать невербальные аспекты общения, включая мимические.
Еще необходимо отметить, что если ухо правильно отрегулировано (с помощью костной проводимости), то, как правило, происходит сильное сокращение или полное исчезновение приступов гнева, наблюдаемых при слуховой гипо- или гиперчувствительности.
На вербальном уровне, при наличии речи, ребенок становится словоохотливее, увеличивается количество выразительных особенностей языка, появляется соответствие структуре языка, его ритмике и интонациям.
В итоге, можно сказать, что такой мульти-сенсорный подход оказывается очень эффективным, так как слуховая стимуляция приводит к увеличению энергетических ресурсов организма, существенно уменьшая то сильное беспокойство, от которого страдает аутичный ребенок. Кроме того, очень важно, что это воздействие помогает ребенку правильно и последовательно выстроить представление о собственном теле и научиться, в этом ключе, взаимодействовать с окружающей средой.