Синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью (СДВГ/СНВГ) - расстройство поведения и внимания детского и подросткового возраста, в настоящее время представляет актуальную медико-социальную проблему. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-20% детской популяции. Относительная распространенность синдрома среди мальчиков выше, чем у девочек, и колеблется в районе 5:1. СДВГ диагностируется, как правило, в детском возрасте, а с началом обучения в школе количество диагностируемых случаев нарастает лавинообразно. Синдром играет значительную роль в возникновении школьной и социальной дезадаптации.
Исследователи и врачи отмечают длительность течения синдрома: более чем у половины детей, страдавших данным заболеванием в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте, а у 30-70 % не исчезает и во взрослом. Такие детей составляют группу риска по развитию аддиктивных расстройств (уход от реальности) и девиантного поведения (устойчивое поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.), может стать предвестником целого ряда личностных расстройств, способствует развитию алкоголизма, наркомании, игромании, антисоциального поведения (склонность к совершению преступлений)
Происхождение этого синдрома и то, каким образом протекает это расстройство, еще недостаточно изучены. Но известны факторы риска возникновения СДВГ, причем, всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Они могут возникать в разные периоды времени: в антенатальном периоде – внутриутробные инфекции, острые и хронические заболевания будущей матери, различные интоксикации, облучения, стрессовые ситуации; в интранатальном периоде – неблагоприятные факторы процесса родовой деятельности: преждевременные роды, роды с помощью кесарева сечения, стимуляция родовой деятельности, длительный безводный период, низкая оценка по шкале Апгар; в постнатальном периоде – недоношенность, низкая массе тела, нейроинфекции и травмы ребенка, кроме того, фактором, повышающим риск возникновения расстройства, является мужской пол ребенка.
Существуют также эволюционные (развития мозга) и генетические факторы, способные повлиять на возникновение этого синдрома. С точки зрения эволюционных факторов СДВГ возникает вследствие нарушений морфологического и функционального созревания головного мозга. Исследования в области генетических механизмов показало, что у близнецов и близких родственников чаще, чем в других случаях встречается повышенное сходство расстройств в данной области. По данным Biederman, Faraone (1990), риск развития СДВГ составляет 31,5% для родственников пациентов с данным заболеванием.
Среди психосоциальных факторов, влияющих на возникновение и развитие СНВГ, выделяют следующие: юная мать и мать, страдающая алкоголизмом, негативное окружение ребенка в школе и дома, неподготовленность родителей к семейной жизни, частые конфликты в семье, неполная семья. Интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и размеров учебной нагрузки), раннее начало дошкольного обучения, несоответствие программы и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса).
Также установлено, что значение может иметь и неблагополучная экологическая обстановка.
Считается, что детям с СНВГ свойственен низкий уровень возбуждения в связи с ослаблением восприятия сенсорных стимулов всех модальностей, воздействующих на центральную нервную систему (головной мозг). Это может быть следствием снижения норадренергической активности в определенных участках мозга. В результате ребенок оказывается вовлеченным в поведение, направленное на поиски стимулов, демонстрируя интенсивный, но кратковременный интерес к новым стимулам.
Таким образом, СДВГ может отражать особенности обработки полученной информации, и, следовательно, восприятия окружающего мира и способа реагировать на него. Характерной чертой синдрома является снижение уровня мотивации и ослабление усилий, направленных на решение задач, кажущихся скучными, незначимыми или слишком сложными.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью разделяют на три типа:
1.С преобладанием невнимательности и/или патологической отвлекаемости.
2.С преобладанием импульсивности, выражающейся в неспособности подавить или затормозить ответную реакцию.
3.Комбинированный.
Также выделяются три симптомокоплекса проявлений СДВГ. Каждый симптомокомплекс состоит из набора признаков:
«Невнимательность»: 1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 4. Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. При необходимости выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы), обычно избегает его, высказывает недовольство или сопротивляется. 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
«Гиперактивностъ»: 1. У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». 6. Часто бывает болтливым.
«Импульсивность»:1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Основными жалобами детей и их родителей при обращении к специалистам являются трудности с концентрацией внимания и контролем поведения, трудности обучения. Дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока, постоянно отвлекаются, дефекты концентрации внимания обуславливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта. Родители отмечают у детей отсутствие интереса к большинству существующих видов деятельности, особенно к учебе в школе, плохую успеваемость, чрезмерную двигательную активность, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность, непослушание. Вегетативные и соматические нарушения, степень их выраженности в каждом отдельном случае различен и набор у каждого отдельного ребенка – индивидуален: полиморфные вегетативные нарушения – повышенная потливость, акроцианоз (синюшная окраска кожи, связанная с недостаточным кровоснабжением мелких капилляров), лабильность пульса, вегето-сосудистая дистония, метеозависимость. Родители отмечают преходящие или хронические страхи, сноговорение, бруксизм (периодически возникающие эпизоды непроизвольного сокращения жевательной мускулатуры, сопровождающиеся сжиманием челюстей и скрежетанием зубами), энурез, страхи темноты и одиночества, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия. По общему интеллектуальному развитию дети с таким диагнозом находятся на уровне нормы или, в отдельных случаях, субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
Наиболее частыми сопутствующими СДВГ заболеваниями являются: тики, синдром Туретта (гиперкинезы, выкрики, эхопраксии), головные боли напряжения. Отмечается высокая частота различных речевых нарушений у детей с СДВГ. Ребенок начинает говорить с запозданием, при формировании речи часто возникают нарушения, на которые не всегда сразу обращают внимание, относя их к возрастным особенностям. Отмечают парциальные задержки развития (инфантилизм), в том числе – школьных навыков (письма, счета, чтения). Наличие диспраксии (своеобразных двигательных расстройств, «неуклюжести», при которых нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений) отмечается у 85 % детей с СДВГ. При СНВГ часто наблюдаются эмоциональные нарушения: эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Как правило, нарушены отношения с окружающими: как сверстниками, так и взрослыми. Неприятие таких детей окружающими может привести к формированию у них неуверенности в себе, низкой самооценки. В результате развивается состояние постоянного напряжения, которое внешне проявляется невротическими симптомами: сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, нарушениями сна и аппетита. Особое внимание надо уделять оппозиционному расстройству (неповиновение, враждебность), так как данное состояние характеризуется выраженной социальной дезадаптацией.
Нейрофизиологические исследования у детей с СДВГ ведутся в основном с помощью методов электроэнцефалографического обследования.
Каковы же способы коррекции работы мозга при СДВГ? Наиболее хорошо разработаны методы фармакологической терапии. Однако нейрофармакологическая коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия, приводящая к длительному, а иногда пожизненному использованию препарата, в первую очередь – при применении психостимуляторов.
Недостатком психологической коррекции является отсутствие объективных критериев оценки состояния детей.
В этой связи возрастает необходимость поиска методов, адресованных к нейрофизиологическим механизмам адаптивной перестройки интегративных систем мозга, способствующих восстановлению нарушенных физиологических функций.
На сегодняшний день в мировой научно-исследовательской и лечебно-профилактической практике показана перспективность и эффективность применения методов адаптивной саморегуляции (АС) с внешней обратной связью по параметрам биоэлектрической активности головного мозга для диагностики и коррекции нарушений у детей с СДВГ. Предпосылки к созданию методик саморегуляции ритмической активности мозга исходят из исследований, показавших, что ЦНС (центральная нервная система) может регулировать не только физиологические функции организма, но и непосредственно свою активность.
На базе НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН с 2002 года было проведено исследование эффективности применения БАК для реабилитации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) без применения медикаментозных способов лечения.
Данные получены в результате комплексного обследования 53 детей с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Из них – 41 (77,6 %) мальчик, 12 (22,6 %) девочек. Средний возраст детей 8-9 лет
При анализе анамнеза обследованных детей были получены данные, подтверждающие концепцию многофакторной этиологии возникновения расстройства.
С целью выявления факторов раннего повреждения головного мозга, при анализе данных анамнеза значение придавалось уточнению сведений о течении беременности, родов, периода новорожденности.
Проведение курса БАК сопровождалось достоверным уменьшением количества клинических признаков по сравнению с первичным обследованием у 43 пациентов (81,13 %). Выявлена положительная динамика всех показателей (Рис. 1): количество признаков невнимательности достоверно уменьшилось у 48 детей (90,56 %). Количество признаков гиперактивности достоверно уменьшилось у 45 пациентов (84,9%). Количество признаков импульсивности уменьшилось у 45 пациентов (84,91%).
Проведение сеансов БАК привело к значимому улучшению показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек (см. табл.). Сократилось количество пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количество ложных реакций (ошибок импульсивности), а также достоверно уменьшилась дисперсия времени ответа.
Улучшение клинических проявлений сопровождалось достоверной реорганизацией БЭА (биоэлектрической активности). Причем, реорганизация ритмов шла в сторону нормализации структуры ЭЭГ. И, самое важное, эффективно во всех первоначально выявленных подгруппах обследуемых детей с СДВГ.
Средние значения показателей теста количественной оценки нарушений функции внимания
Показатели |
Средние значения по группе |
Мальчики |
Девочки |
|||
До курса |
После курса |
До курса |
После курса |
До курса |
После курса |
|
Ошибки невнимательности |
16,07±2,35 |
4,38±1,04*** |
15,9±2,67 |
4,5±1,27*** |
17,25±5,45 |
4,08±1,81*** |
Ошибки импульсивности |
14,6±2,2 |
4,4±0,9*** |
15,1±2,64 |
4,73±1,11*** |
13,25±1,81 |
3,33±1,31*** |
Время ответа (мс) |
550,4±41,6 |
512,3±22,08* |
537,2±39,98 |
522±16,79 |
632,4±98,35 |
518±28,86* |
Дисперсия времени ответа (мс) |
114,3±13,67 |
82,6±3,98*** |
108,2±15,37 |
82,5±3,46*** |
141,3±26,59 |
88,75±5,99*** |
*** - достоверные отличия показателей теста количественной оценки нарушений функции внимания в исследуемой группе (у мальчиков и у девочек) после курса БАК по сравнению с показателями до сеансов
После основного курса БАК под наблюдением в течение ряда лет находилось 5 детей. Перерывы между сеансами: 3 месяца, полгода, год, более 3 лет. 2 детей наблюдались на протяжении 10 лет, 1 пациент был под наблюдением на протяжении 12 лет. Во время диагностических обследований было выявлено, что параметры БЭА сохранялись устойчиво, дальнейшее развитие ЭЭГ проходило в соответствии с нормальным онтогенетическим созреванием. Жалоб на невнимательность, гиперактивность, школьную дезадаптацию не было.
ВЫВОДЫ
Применение БАК у детей с СДВГ достоверно уменьшает количество клинических признаков и снижает степень выраженности симптомов заболевания.
- По данным психофизиологического теста на внимание использование БАК оптимизирует функцию внимания, что проявляется улучшением специфических показателей внимания - уменьшением количества ошибок, пропуска значимых стимулов, контролем импульсивности.
- В ходе процедур БАК происходит нормализация показателей биоэлектрической активности головного мозга. увеличивается индекс альфа-ритма, он приобретает структурированность; достоверно уменьшается соотношение мощности тета-ритма к бета-ритму в лобных отделах мозга; снижается уровень межполушарной асимметрии.
Было выявлено достоверное улучшение психофизиологических показателей у 81%-92% исследованных детей.
Статья написана по материалам методического пособия СПбГПМА