Ряд ученых Санкт-Петербурга (ФГБУ НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова и Института Мозга Человека РАН им. Н.П. Бехтеревой в Санкт-Петербурге) провели научные исследования, которые показали, что использование метода Биоакустической Коррекции (БАК) способствует восстановлению эмоционально-волевой сферы и увеличению речевой активности у детей с задержкой психического и речевого развития. Эти результаты были получены при применении метода биоакустической коррекции головного мозга (БАК) в процессе реабилитации детей с задержкой психического и речевого развития.
Было обследовано в Санкт-Петербурге 36 детей: 26 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 4 до 6 лет. Основная группа детей 25 человек, проходила курс процедур биоакустической коррекции в реальном времени. В контрольной группе 11 детей прослушивали запись акустического образа ЭЭГ здорового ребенка, сделанную заранее.
Перед курсом процедур биоакустической коррекции головного мозга в Санкт-Петербурге у большинства детей основной и контрольной групп наблюдалась неразборчивость речи с невозможностью выговаривания ряда звуков. Они имели очень скудный словарь, произносили только отдельные слова и фразы, не могли обобщать. Речь не выступала как средство общения. У одного ребенка из основной группы речь отсутствовала, наблюдались односложные ответы "да" или "нет", было много жестикуляции. В сфере коммуникаций до процедур БАК взаимодействия со взрослыми были ситуативные и зависели от удовлетворения личных потребностей. С детьми контакта не наблюдалось. Могли принимать участие в совместных подвижных играх, но цели игры не понимали, просто бегали. К явлениям природы и социального мира интереса не проявляли. В мотивационной сфере до процедур биоакустической коррекции головного мозга БАК познавательный интерес носил неустойчивый, ситуативный, кратковременный и непроизвольный характер. До процедур Биоакустической Коррекции (БАК) наблюдались выраженные импульсивные агрессивные действия по отношению к близким. В ряде случаев наблюдалась аутоагрессия (направленная на себя). В эмоциональной сфере наблюдался безразличный фон настроения с неадекватными колебаниями. Эмоции были незрелыми, что проявлялось в неадекватности и уплощенности эмоциональных проявлений, также наблюдался узкий круг эмоциональных предпочтений.
В конце курса процедур биоакустической коррекции головного мозга с вербальной стимуляцией у всех детей основной группы (получавших БАК воздействие) увеличилась речевая активность, четкость и разборчивость слов. Отмечался рост активного словаря, появилась направленность речи. У некоторых детей наблюдалась повышенная разговорчивость. Ребенок с алалией начал произносить 2-3 слова и связывать их в предложение. Дети стали более общительными и внимательными к игре других детей, начали подражать в игровой и бытовой деятельности, не противиться контакту со взрослыми, выполнять по просьбе простые указания. Появился интерес к игрушкам, книгам и к окружающей обстановке. Осталась незначительная склонность к агрессивным реакциям только в конфликтных ситуациях и в момент чрезмерного эмоционального напряжения. Стали появляться эмоциональные реакции.
В целом, в ходе процедур Биоакустической коррекции головного мозга (БАК) в основной группе наблюдалось снижение нарушений эмоционально-волевой сферы и увеличение речевой активности.
В контрольной же группе детей, которые прослушивали чужую запись акустического образа ЭЭГ подобных изменений за аналогичный промежуток времени (около 30 дней) не наблюдалось. Нарушения эмоционально-волевой сферы сохранялись. Заметных изменений в речевой сфере также не выявлено. В ряде случаев сразу после процедуры наблюдалось кратковременное увеличение речевой активности, которое в дальнейшем не сохранялось.
Надо отметить, что прежняя, многолетняя практика лечения детей с задержкой психического и речевого развития давала достоверные положительные сдвиги только после 6-ти месячного курса лечебных мероприятий, включающих медикаментозное лечение в сочетании с логопедией.